Суббота, 18.05.2024, 10:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Буравлевой Татьяны Федоровны

Форма входа
Поиск

Главная » 2013 » Декабрь » 2 » Исследовательская деятельность в школе
20:06
Исследовательская деятельность в школе
« К школьнику относиться нужно не как к сосуду, 
который предстоит наполнить информацией, 
а как к факелу, который необходимо зажечь». 
В.А.Сухомлинский 
Исследовательский подход,  как способ познания мира    был опробован еще в древности.  Сократовский метод представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал критический  анализ. Осознание этих противоречий приводило к размышлениям, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом вели к разрешению проблемы. 
В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста, поэтому  именно  школа призвана помочь  детям реализовать свои интеллектуальные возможности, претворить в жизнь их планы и мечты. В современной школе уже никто не оспаривает необходимость учить детей находить нестандартные решения возникающих проблем, так как от уровня сформированности данных умений во многом зависит их успешность в учебе, профессиональном самоопределении, во взрослой жизни.   Многие педагоги хорошо понимают, что выпускник, владеющий только теоретическими знаниями, пусть даже на самом высоком уровне, далеко не всегда успешен в самостоятельной жизни. Поэтому на современном этапе образования все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения.
Исследовательская деятельность в современной школе рассматривается как одна из наиболее доступных форм мотивации школьников к учению. Не секрет, что у ребенка, отличающегося высокими интеллектуальными и творческими способностями, любознательностью, стремлением к самостоятельности в познавательной деятельности,  часто теряется интерес к учебе в рамках традиционной системы обучения.    Исследовательский подход в обучении, как никакой другой, развивает такого ученика, поскольку характерная черта такого подхода – реализация идеи «обучения через открытие». Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием ещё непознанного. 
Проектно-исследовательская деятельность становится сегодня необходимым компонентом в организации всей программы развития образовательного учреждения и в связи с этим может быть включена в курсы, входящие в базисный учебный план, в часы школьного компонента, в блок дополнительного образования. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок. Опыт показал, что  уроки-исследования нравятся практически всем детям. По их словам, так учиться гораздо интереснее. Именно на этих уроках рождается исследовательский дух и возникает желание заниматься учебными поисками самостоятельно, они позволяют ребенку отличиться в том виде ученического труда, который даёт ему возможность быть наиболее успешным – все это  положительно влияет на качество школьного  образования.
 Внеурочная учебно-исследовательская деятельность является логическим продолжением урочной деятельности и может включать в себя дневники наблюдений, реферативную работу и проектную работу по интересам, сквозные  проекты по смежным  предметам в старших классах, опытно-экспериментальные, практические и учебно-исследовательские работы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, научно-практические и научно-исследовательские конференции.
    Архимед и Пифагор, Евклид и Аристотель, Джордано Бруно и Галилей, Декарт и Лейбниц, Эйнштейн и Менделеев... Что объединяет этих людей? Думается, что эти великие ученые, внёсшие огромный вклад в развитие человечества, могли бы подписаться под словами Рене Декарта: «Я мыслю – следовательно, существую». Часто педагоги задаются вопросом: с какого класса дети могут заниматься исследовательской деятельностью?  Опыт многолетней работы убеждает в том, что начинать надо с самого раннего возраста, уже в детском саду. В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Главное для учителя – увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. 
"Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей".[1]
При переходе на вторую ступень обучения учащиеся все охотнее и увереннее выполняют поисковые и исследовательские задания.  Школьный опыт, накопленный за годы учебы, вполне позволяет им успешно справиться даже с большим и серьезным самостоятельным заданием. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Все это делает самостоятельную работу привлекательной для учеников основного звена средней школы. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем учащимся,  начиная с 5 класса.
Успешной организация исследовательской деятельности учащихся может стать только в том случае, если этим направлением всерьез «заболеет» педагог. В Троицкой средней школе выстроена целостная система работы педагогического коллектива по совершенствованию проектно-исследовательской деятельности обучающихся разного возраста. Очень многое педагоги узнают для себя на заседаниях творческих групп, занятиях по обучению координаторов проектов, теоретических и практических семинарах, тренингах, консультациях.  Полученные знания активно применяют в организации работы с детьми, организуя проведение проектных уроков или уроков с элементами исследовательской деятельности, работу спецкурсов и элективных занятий «Учимся проектировать», «Юные исследователи», заседания НОУ, конференции в рамках предметных недель или недели учебных проектов. 
Уже четыре года я активно вовлекаю детей в  исследовательскую деятельность. Наблюдения показывают, что исследованиями  готовы заниматься  самостоятельно во внеурочное время далеко не все, а только те, кто уже определил свои учебные приоритеты и сориентировался на какую-то предполагаемую в будущем профессию или сферу деятельности. Количество таких ребят составляет ежегодно 4-5% в 5-9–х классах и от 5-10%  в 10-11–х  классах. Конечно, не очень много, но зато это те, кто осознанно и целенаправленно работает на результат, проявляющийся и в углублении знаний, и повышении успеваемости, и общественном признании на научно-исследовательских конференциях и конкурсах разных уровней.
Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность требует от учителя колоссальной траты свободного личного времени. Наверное,   в этом  одна из причин,  из-за которой многие учителя недостаточно активно  вовлекают  ребят в исследования.   Но уважающий себя учитель должен всегда помнить о том, что эта деятельность, нацеливая нынешних школьников   на серьёзную научную работу, поможет им стать  в будущем  хорошими специалистами – это будет лучшей оценкой учителю  за его  труд. Кроме того, сегодня исследовательская деятельность школьников  – важная ступень на пути перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых заявлено, что учебный проект на третьей ступени школьного образования станет обязательным. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт учащемуся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации профессионального обучения.
"  Если ученик в школе не научился сам ничего творить, 
то и в жизни он всегда будет только подражать”
Л.Н. Толстой

Используемая литература.
1. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Авт.: Алексеев Н.Г. и др. – В ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
3. http://schools.keldysh.ru/labmro    — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
4.  www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся 
5. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 

Просмотров: 2107 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Brandondag  
0
A/c systems come across various problems gradually. From minor problems like a fan not rotating to major issues like an air conditioning unit not blowing chilly air, these problems can interfere with comfort and require immediate focus. Timely repair work and regular upkeep are important to stop further damages and guarantee regular performance. Acknowledging indications of breakdown is crucial for prompt fixings. Lack of cold air, irregular follower movement, or unusual sounds from the system are indications that the system calls for attention. Ignoring these indicators might cause a lot more comprehensive and costly fixings.
<a href=https://fixmyacnj.com/services/hvac/furnaces/furnace-replacement/>gas furnace blower motor replacement</a>

1 DavidTow  
0
Get ready for an extended compilation of the <a href=https://bit.ly/3txL7Nc>longest teen porn</a> scenes. This site features a variety of young and horny girls who are eager to show off their skills. From naughty solo play to steamy group encounters, this compilation has it all. Each scene is sure to leave you breathless and wanting more. With a runtime that's longer than ever before, you'll get to enjoy every moment of these naughty teens in action. So sit back, relax, and prepare for an unforgettable experience. This is one teen porn compilation you won't want to miss.

Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz