« К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь». В.А.Сухомлинский Исследовательский подход, как способ познания мира был опробован еще в древности. Сократовский метод представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал критический анализ. Осознание этих противоречий приводило к размышлениям, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом вели к разрешению проблемы. В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста, поэтому именно школа призвана помочь детям реализовать свои интеллектуальные возможности, претворить в жизнь их планы и мечты. В современной школе уже никто не оспаривает необходимость учить детей находить нестандартные решения возникающих проблем, так как от уровня сформированности данных умений во многом зависит их успешность в учебе, профессиональном самоопределении, во взрослой жизни. Многие педагоги хорошо понимают, что выпускник, владеющий только теоретическими знаниями, пусть даже на самом высоком уровне, далеко не всегда успешен в самостоятельной жизни. Поэтому на современном этапе образования все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения. Исследовательская деятельность в современной школе рассматривается как одна из наиболее доступных форм мотивации школьников к учению. Не секрет, что у ребенка, отличающегося высокими интеллектуальными и творческими способностями, любознательностью, стремлением к самостоятельности в познавательной деятельности, часто теряется интерес к учебе в рамках традиционной системы обучения. Исследовательский подход в обучении, как никакой другой, развивает такого ученика, поскольку характерная черта такого подхода – реализация идеи «обучения через открытие». Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием ещё непознанного. Проектно-исследовательская деятельность становится сегодня необходимым компонентом в организации всей программы развития образовательного учреждения и в связи с этим может быть включена в курсы, входящие в базисный учебный план, в часы школьного компонента, в блок дополнительного образования. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности вполне осуществимо через урок. Опыт показал, что уроки-исследования нравятся практически всем детям. По их словам, так учиться гораздо интереснее. Именно на этих уроках рождается исследовательский дух и возникает желание заниматься учебными поисками самостоятельно, они позволяют ребенку отличиться в том виде ученического труда, который даёт ему возможность быть наиболее успешным – все это положительно влияет на качество школьного образования. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность является логическим продолжением урочной деятельности и может включать в себя дневники наблюдений, реферативную работу и проектную работу по интересам, сквозные проекты по смежным предметам в старших классах, опытно-экспериментальные, практические и учебно-исследовательские работы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, научно-практические и научно-исследовательские конференции. Архимед и Пифагор, Евклид и Аристотель, Джордано Бруно и Галилей, Декарт и Лейбниц, Эйнштейн и Менделеев... Что объединяет этих людей? Думается, что эти великие ученые, внёсшие огромный вклад в развитие человечества, могли бы подписаться под словами Рене Декарта: «Я мыслю – следовательно, существую». Часто педагоги задаются вопросом: с какого класса дети могут заниматься исследовательской деятельностью? Опыт многолетней работы убеждает в том, что начинать надо с самого раннего возраста, уже в детском саду. В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Главное для учителя – увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. "Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей".[1] При переходе на вторую ступень обучения учащиеся все охотнее и увереннее выполняют поисковые и исследовательские задания. Школьный опыт, накопленный за годы учебы, вполне позволяет им успешно справиться даже с большим и серьезным самостоятельным заданием. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Все это делает самостоятельную работу привлекательной для учеников основного звена средней школы. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем учащимся, начиная с 5 класса. Успешной организация исследовательской деятельности учащихся может стать только в том случае, если этим направлением всерьез «заболеет» педагог. В Троицкой средней школе выстроена целостная система работы педагогического коллектива по совершенствованию проектно-исследовательской деятельности обучающихся разного возраста. Очень многое педагоги узнают для себя на заседаниях творческих групп, занятиях по обучению координаторов проектов, теоретических и практических семинарах, тренингах, консультациях. Полученные знания активно применяют в организации работы с детьми, организуя проведение проектных уроков или уроков с элементами исследовательской деятельности, работу спецкурсов и элективных занятий «Учимся проектировать», «Юные исследователи», заседания НОУ, конференции в рамках предметных недель или недели учебных проектов. Уже четыре года я активно вовлекаю детей в исследовательскую деятельность. Наблюдения показывают, что исследованиями готовы заниматься самостоятельно во внеурочное время далеко не все, а только те, кто уже определил свои учебные приоритеты и сориентировался на какую-то предполагаемую в будущем профессию или сферу деятельности. Количество таких ребят составляет ежегодно 4-5% в 5-9–х классах и от 5-10% в 10-11–х классах. Конечно, не очень много, но зато это те, кто осознанно и целенаправленно работает на результат, проявляющийся и в углублении знаний, и повышении успеваемости, и общественном признании на научно-исследовательских конференциях и конкурсах разных уровней. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность требует от учителя колоссальной траты свободного личного времени. Наверное, в этом одна из причин, из-за которой многие учителя недостаточно активно вовлекают ребят в исследования. Но уважающий себя учитель должен всегда помнить о том, что эта деятельность, нацеливая нынешних школьников на серьёзную научную работу, поможет им стать в будущем хорошими специалистами – это будет лучшей оценкой учителю за его труд. Кроме того, сегодня исследовательская деятельность школьников – важная ступень на пути перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых заявлено, что учебный проект на третьей ступени школьного образования станет обязательным. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт учащемуся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации профессионального обучения. " Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать” Л.Н. Толстой
Используемая литература. 1. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Авт.: Алексеев Н.Г. и др. – В ж. «Исследовательская работа школьников», 2002. 2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. 3. http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО 4. www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся 5. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
|