Меню сайта
Поиск
|
Уроки и презентацииТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ УРОК «ВОЛШЕБНАЯ ФИЗИКА»
Буравлёва Т.Ф. Пояснительная записка. Первый урок физики в 7 классе. Урок
проходит в театрализованной форме.
Маг-волшебник, хранитель физических явлений, показывает ученику уголок
чудесного мира физики. Используя занимательные опыты, Маг-волшебник
рассказывает, какие физические явления и понятия изучает физика и как могут
быть объяснены на основе тех знаний, которые ребята получат, изучая физику. Нетрадиционная
форма проведения урока вызывает у учеников радость, удовлетворение,
увлечённость познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы
увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а
зажечь в них ту «искорку», которая по степени разгорания вела бы их к вершине
познания.
Задачи урока: в нетрадиционной, занимательной форме познакомить
учащихся с новым предметом; развить познавательную активность и творчество
учащихся, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор;
заинтересовать ребят в изучении нового предмета Оборудование: шарик покрытый сажей, сосуд с водой, гальванометр,
гвоздь, медный провод, яблоко, железный чайник, алюминиевый сосуд от
калориметра, молочная бутылка, вареное яйцо, осколок зеркала, модель
метательной машины, ванна Архимеда, игрушка-лягушка, желоб, штатив
лабораторный, спирт, электрофорная машина, шарик на шелковой нити, магнит,
спички, плоский конденсатор. Эпиграф
к уроку: « Науку все глубже постигнуть
стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь:
предела для знания нет.» Ход урока Учитель. Сегодня мы с вами начинаем изучение основ очень
интересной и полезной науки – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что
изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для
понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.
Трудно было человеку миллионы
лет назад, И решил он, что ж бояться, Он совсем не знал природы, Лучше просто всё
узнать Слепо верил в чудеса! Самому во
все вмешаться, Он всего, всего боялся Людям
правду рассказать. И не знал, как объяснить Создал он
Земли науку, Бурю, гром, землетрясенье, Кратко «физикой»
назвал Трудно было ему жить Под
названьем тем коротким
Он природу распознал! Действующие лица: ученик; Маг-волшебник, хранитель физических явлений с
древних времён и до наших дней: Ученик сидит за партой.
Открывает глаза от учебника, зевает, потягивается и, глядя поверх класса,
растягивая слова, произносит: «Правило левой руки, правило правой руки, правило
буравчика. Тоска зелёная эта физика!» Снова смотрит в учебник, зевает, клюёт
носом. Опускает голову на руки и засыпает. Голос: «И снится ему сон» В классе появляется, медленно
приближаясь из темноты, Маг-волшебник с длинной седой бородой, в чалме и
восточном халате, в тёмных очках. Взмахивает волшебной палочкой. Ученик
поднимает голову, медленно поворачивается, в изумлении встаёт и отходит назад.
Маг.
Ты отрок, назвал тоской зеленной
древнейшую и прекраснейшую науку физику. Ту самую физику, которая дала людям
электрический свет и радио, телефон и телеграф, привела в движение станки
заводов и машины, подняла в воздух самолёты и ракеты. Да знаешь ли ты, что
такое физика?! Я, Маг-волшебник, хранитель физических знаний, уже более двух
тысяч лет собираю и храню мудрость этой науки. Пойдём же со мной, я покажу тебе
лишь крошечный уголок чудесного мира физики. Но полагаю, и этого будет
достаточно. Чтобы ты понял, как заблуждаешься. Берёт ученика за руку и ведёт за
собой.. Ученик осматривает с удивлением столы и полки с приборами, стены,
увешанные портретами великих физиков, таблицами, диаграммами и схемами. Маг. Обрати свой взор сюда, отрок, на этот
маленький шар в воде. Не скажешь ли ты мне, в какой цвет окрашен этот шар? Ученик.
Разве ты не видишь сам, что он имеет белую блестящую поверхность? Это
необыкновенный никелированный шарик, опущенный в воду! Маг.
( С сомнением качает головой) А не поспешен ли твой вывод, отрок? Ученик.
(Смеется) Ну что же, давай посмотрим. Старик
извлекает за цепочку из воды шар Гравезанда. Вырывается возглас удивления у ученика.
Шар покрыт густым матово-черным слоем сажи. Старик погружает шарик в стакан, и
он опять становится блестящим. Ученик.
Занятый фокус! Надо показать его в
школе ребятам. (Задумывается) Вот только как его объяснить? Непонятно, почему
шар меняет свой цвет. Маг. Нет, шарик свой цвет не меняет, а
физика давно уже объяснила явление, так сильно поразившее тебя. И ты бы в школе
мог, наверное, его понять, когда бы
наукой не пренебрегал. Все очень просто: вода не смачивает сажу и от тончайшей
воздушной пленки, облегающей шар, полностью отражается все световые лучи,
падающие на него. Поэтому он и кажется нам блестящим и светлым. Ученик. Так просто? Вот здорово! Надо обязательно показать в
школе. Маг: Идём же дальше неразумное дитя (подводит к столу,
где стоит гальванометр, от которого идут провода: к концу одного из них
прикреплён гвоздь, к другому- медный провод. Провода отходят к чёрному ящику -
концы воткнуты в картофелину или яблоко). Ученик: Да это же гальванометр. Мы совсем недавно изучили.
Он фиксирует наличие тока в цепи. Что же является источником? (обращается к
волшебнику и пытается заглянуть под ящик). Маг: Как ты думаешь, отрок, что находится под этим
ящиком. Ученик: Ну-ну, что-оо, может батарейка. (Маг молча поднимает
чёрный ящик). Ученик: (Раскрыв широко глаза, по слогам произносит)
Яб-ло-ко.(отскочив от стола) Ты, наверное, смеёшься, старик, надо мной. Что за
шутки могут быть в твоём возрасте? Маг: Несчастный отрок! Как можно в ваши дни не знать
таких простых вещей. (Маг объясняет). Раствор минеральных солей, содержащихся в
яблоке и разнородные проволоки образуют гальванический элемент. Маг: (подводит ученика к другому столу, на котором
собрана цепь- железный чайник, алюминиевый сосуд от калориметра и гальванометр,
соединенные проводниками в последовательную цепь. В чайник налит чай, в котором
растворено немного поваренной соли. Ученик: Ты, в самом деле, кажется, волшебник. Маг: (улыбаясь) Но это же не я, а физика – волшебница
тебя так поразила. А всё потому, что слишком мало ты с ней знаком. Здесь
получился гальванический элемент. Изменение силы тока объясняется изменением
сопротивления элемента, которое зависит от расстояния между электродами,
«опущенными» в раствор электролита и площади их поперечного сечения. Эта
площадь в опыте определяется толщиной струи. Ученик: Вот бы нашим ребятам всё показать. Ахнули бы! Маг: Хорошие ученики всё это знают. Ученик: Ну да, откуда же они могут всё это знать? Маг: Да из учебника, из книг, которые советовал вам
прочитать учитель. Прочел ли ты хоть одну из них? Ученик:
Я… хотел одну прочитать, да времени как-то не хватило. Кроме того, я не знал,
что это так интересно. Маг: Так-так (смотрит задумчиво вверх). А вот не скажешь
ли мне, отрок, какой ты наибольший груз поднять способен? Ученик: Да я килограммов восемьдесят удержу. Маг: Мне кажется, что больше. Ведь и сейчас ты держишь на
себе не меньше тридцати пудов. Ученик: (Смотрит вверх, потом на старика, пожимает плечами).
Ничего я сейчас не держу. Что это ты, старик, говоришь? А-а1 это, наверно, у
тебя от старости. Маг: А воздух разве на тебя не давит? Ведь сотни
километров его над головой у каждого из нас. Ученик: (Смеётся) Что ты, разве может он давить с такой
силой? Он же совсем ничего не весит! Маг: И снова заблуждаешься ты, отрок. Опять подводит
физика тебя. (Берет
свернутый гармошкой лист бумаги, поджигает его и опускает в молочную бутылку.
Через 1-2 с горлышка закрывает яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо
начинает втягиваться в графин) Ты
говоришь, что воздух ничего не весит (показывая на бутылку). Берет за руку ученика и ведет к столу, на
котором лежат экспонаты. Маг:
Наши экспонаты тесно связаны с
именами замечательных ученых физиков. Вот
осколок зеркала Архимеда (показывает), с помощью которого великий
ученый сжег вражеский флот на подступах к Сиракузам. Вторым
экспонатом является метательная машина, которую горожане Сиракуз
также использовали для отражения атак противника. (демонстрирует самодельную
модель) Ученик.
Она до сих пор в действии? (удивляется) Маг: А это знаменитая ванна Архимеда, в
которой он открыл свой замечательный закон. Ученик. (Удивляется) Она прекрасно сохранилась, несмотря на
свою многовековую историю. МАГ: (Снимая несколько стеклянных сосудов с экспоната,
берет в руки и показывает ученику) Это то самое яблоко, которое упало Ньютону
на голову и послужило толчком для открытия закона всемирного тяготения. Ученик. Я знаю, так хранится международный образец килограмма
во Франции, в городе Севре. С этого эталона изготовлены копии для других стран.
Маг: Оказывается, ты знаешь кое-что, но все же слишком
мало. Ученик.
(хватая со стола) А чем знаменита эта лягушка? Маг: Итальянский ученый Гальвани, готовя заболевшей жене
бульон из лапок лягушек, открыл «живое электричество». И эта одна из
«знаменитых» лягушек – перед вами. Ученик.
Как все это удивительно! Да, ты прав, старик,
я очень ошибался. Действительно, физика – интереснейшая наука! Маг: (Показывает опыт – желоб закреплен в лапке штатива с
наклоном.) У нижнего конца желоба установлена горящая свеча. Кусок ваты,
смоченный эфиром, положен на верхний конец желоба. Пламя моментально
распространяется по желобу и доходит до смоченной ватки. Ученик. Это, наверное, волшебный фокус. Маг: Ты снова заблуждаешься. Не фокус это и не чудо.(дает
объяснение этому опыту). Эфир
начинает испаряться, и так как его пары тяжелее воздуха, то они стекают по
желобу вниз, доходят до пламени спиртовки и воспламеняется. Этот опыт
доказывает опасность распространения паров легковоспламеняющихся горючих
веществ вблизи места их распространения. Маг: (ведет ученика дальше и говорит) Человек
всегда задумывался над вопросом статического электричества. Посмотри что будет
происходить, если я начну вращать диски машины… Показывает
опыт (Между пластинками раздвижного плоского конденсатора, присоединенного к
электрофорной машине, подвешен на шелковой нити маленький шарик из станиолевой
бумаги. При вращении дисков машины, шарик колеблется.) Ученик. Занятный опыт. Как все это удивительно? Маг: (Берет обыкновенную спичку и подносит к магниту: никаких
действий не наблюдается), говорит: «Но посмотри что произойдет, если я зажгу
спичку и дам ей обуглиться (Показывает, спичка начинает притягиваться к
магниту) Ученик. (кричит с восторгом) Здорово! Ребята не
поверят! Маг: Я мог бы показать тебе еще немало чудесных явлений
физики, но мне пора. Уж новые открытия и в разных уголках Земли зовут меня, и в
летопись свою я должен их вписать. Ученик за столом в прежней позе. Медленно
поднимает голову, открывает глаза, удивленно смотрит перед собой, потом на учебник. Тихо говорит: «Какой
странный сон приснился». Помолчав немного, громко произносит: «А только сон ли?
Пожалуй, нет, не сон. Теперь я
вспоминаю, что все это когда-то по физике мы это проходили. Но я не замечал,
как это интересно, но и столько пропустил мимо ушей. Придется заново садиться
за учебник». Обхватывает голову руками и углубляется в чтение. Учитель. Физика является интересной и, одновременно с этим,
достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки
позволяет вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым
развивается наш мир. Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который
можно сравнивать с движением по лестнице всегда вверх. Вопрос
«почему?» - главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе, учителям,
товарищам. Именно те, кого вопрос «почему» мучает всю жизнь, и становятся физиками. Итак,
приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых
явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении
тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики! Домашнее
задание. § 1, ответить на
вопросы стр.4 (А.В.
Перышкин Физика. 7кл.-М.: Дрофа, 2005) Рефлексия. 1.
Что нового, интересного вы узнали на первом уроке? 2.
Что понравилось на уроке? Почему? 3.
Что не понравилось? Литература. 1. Горе Л.А. Занимательные
опыты по физике. М.: Просвещение, 1985г. 2. Тульчинский М.Е.
Занимательные задачи- парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1981г. 3.
Перельман Я.И. Занимательная физика. М.:
Просвещение, 1976г. |
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |