Суббота, 18.05.2024, 09:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Буравлевой Татьяны Федоровны

Форма входа
Поиск

Волшебная физика

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ УРОК «ВОЛШЕБНАЯ ФИЗИКА»

                                                                                         

 Буравлёва ТФ.

Пояснительная записка.

     Первый урок физики в 7 классе. Урок проходит в театрализованной  форме. Маг-волшебник, хранитель физических явлений, показывает ученику уголок чудесного мира физики. Используя занимательные опыты, Маг-волшебник рассказывает, какие физические явления и понятия изучает физика и как могут быть объяснены на основе тех знаний, которые ребята получат, изучая физику.

Нетрадиционная форма проведения урока вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлечённость познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а зажечь в них ту «искорку», которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

 

          Задачи урока: в нетрадиционной, занимательной форме познакомить учащихся с новым предметом; развить познавательную активность и творчество учащихся, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор; заинтересовать ребят в изучении нового предмета

          Оборудование: шарик покрытый сажей, сосуд с водой, гальванометр, гвоздь, медный провод, яблоко, железный чайник, алюминиевый сосуд от калориметра, молочная бутылка, вареное яйцо, осколок зеркала, модель метательной машины, ванна Архимеда, игрушка-лягушка, желоб, штатив лабораторный, спирт, электрофорная машина, шарик на шелковой нити, магнит, спички, плоский конденсатор.

Эпиграф к уроку:                  « Науку все глубже постигнуть стремись,

                                                    Познанием вечного жаждой тянись.

                                                    Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                                    Узнаешь: предела для знания нет.»

Ход урока

Учитель. Сегодня мы с вами начинаем изучение основ очень интересной и полезной науки – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

 

Трудно было человеку миллионы лет назад,  И решил он, что ж бояться,

Он совсем не знал природы,                             Лучше просто всё узнать

Слепо верил в чудеса!                                       Самому во все вмешаться,

Он всего, всего боялся                                       Людям правду рассказать.

И не знал, как объяснить                                   Создал он Земли науку,

Бурю, гром, землетрясенье,                               Кратко «физикой» назвал

Трудно было ему жить                                       Под названьем тем коротким

                                                                              Он природу распознал!

                                                                                                                                                                                                  

         Действующие лица: ученик; Маг-волшебник, хранитель физических явлений с древних времён и до наших дней:

                   Ученик сидит за партой. Открывает глаза от учебника, зевает, потягивается и, глядя поверх класса, растягивая слова, произносит: «Правило левой руки, правило правой руки, правило буравчика. Тоска зелёная эта физика!»

        Снова смотрит в учебник, зевает, клюёт носом. Опускает голову на руки и засыпает. Голос: «И снится ему сон»

       В классе появляется, медленно приближаясь из темноты, Маг-волшебник с длинной седой бородой, в чалме и восточном халате, в тёмных очках. Взмахивает волшебной палочкой. Ученик поднимает голову, медленно поворачивается, в изумлении встаёт и отходит назад.

 

Маг. Ты отрок, назвал тоской зеленной древнейшую и прекраснейшую науку физику. Ту самую физику, которая дала людям электрический свет и радио, телефон и телеграф, привела в движение станки заводов и машины, подняла в воздух самолёты и ракеты. Да знаешь ли ты, что такое физика?! Я, Маг-волшебник, хранитель физических знаний, уже более двух тысяч лет собираю и храню мудрость этой науки. Пойдём же со мной, я покажу тебе лишь крошечный уголок чудесного мира физики. Но полагаю, и этого будет достаточно. Чтобы ты понял, как заблуждаешься.

           Берёт ученика за руку и ведёт за собой.. Ученик осматривает с удивлением столы и полки с приборами, стены, увешанные портретами великих физиков, таблицами, диаграммами и схемами.

 Маг.  Обрати свой взор сюда, отрок, на этот маленький шар в воде. Не скажешь ли ты мне, в какой цвет окрашен этот шар?

 Ученик. Разве ты не видишь сам, что он имеет белую блестящую поверхность? Это необыкновенный никелированный шарик, опущенный в воду!

 Маг. ( С сомнением качает головой) А не поспешен ли твой вывод, отрок?

 Ученик. (Смеется) Ну что же, давай посмотрим.

Старик извлекает за цепочку из воды шар Гравезанда. Вырывается возглас удивления у ученика. Шар покрыт густым матово-черным слоем сажи. Старик погружает шарик в стакан, и он опять становится блестящим.

 Ученик. Занятый фокус! Надо показать его в школе ребятам. (Задумывается) Вот только как его объяснить? Непонятно, почему шар меняет свой цвет.

 Маг. Нет, шарик свой цвет не меняет, а физика давно уже объяснила явление, так сильно поразившее тебя. И ты бы в школе мог, наверное, его понять, когда  бы наукой не пренебрегал. Все очень просто: вода не смачивает сажу и от тончайшей воздушной пленки, облегающей шар, полностью отражается все световые лучи, падающие на него. Поэтому он и кажется нам блестящим  и светлым.

Ученик. Так просто? Вот здорово! Надо обязательно показать в школе.

Маг: Идём же дальше неразумное дитя (подводит к столу, где стоит гальванометр, от которого идут провода: к концу одного из них прикреплён гвоздь, к другому- медный провод. Провода отходят к чёрному ящику - концы воткнуты в картофелину или яблоко).

Ученик: Да это же гальванометр. Мы совсем недавно изучили. Он фиксирует наличие тока в цепи. Что же является источником? (обращается к волшебнику и пытается заглянуть под ящик).

Маг: Как ты думаешь, отрок, что находится под этим ящиком.

Ученик: Ну-ну, что-оо, может батарейка. (Маг молча поднимает чёрный ящик).

Ученик: (Раскрыв широко глаза, по слогам произносит) Яб-ло-ко.(отскочив от стола) Ты, наверное, смеёшься, старик, надо мной. Что за шутки могут быть в твоём возрасте?

Маг: Несчастный отрок! Как можно в ваши дни не знать таких простых вещей. (Маг объясняет). Раствор минеральных солей, содержащихся в яблоке и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

Маг: (подводит ученика к другому столу, на котором собрана цепь- железный чайник, алюминиевый сосуд от калориметра и гальванометр, соединенные проводниками в последовательную цепь. В чайник налит чай, в котором растворено немного поваренной соли.

Ученик: Ты, в самом деле, кажется, волшебник.

Маг: (улыбаясь) Но это же не я, а физика – волшебница тебя так поразила. А всё потому, что слишком мало ты с ней знаком. Здесь получился гальванический элемент. Изменение силы тока объясняется изменением сопротивления элемента, которое зависит от расстояния между электродами, «опущенными» в раствор электролита и площади их поперечного сечения. Эта площадь в опыте определяется толщиной струи.

Ученик: Вот бы нашим ребятам всё показать. Ахнули бы!

Маг: Хорошие ученики всё это знают.

Ученик: Ну да, откуда же они могут всё это знать?

Маг: Да из учебника, из книг, которые советовал вам прочитать учитель. Прочел ли ты хоть одну из них?

Ученик: Я… хотел одну прочитать, да времени как-то не хватило. Кроме того, я не знал, что это так интересно.

Маг: Так-так (смотрит задумчиво вверх). А вот не скажешь ли мне, отрок, какой ты наибольший груз поднять способен?

Ученик: Да я килограммов восемьдесят удержу.

Маг: Мне кажется, что больше. Ведь и сейчас ты держишь на себе не меньше тридцати пудов.

Ученик: (Смотрит вверх, потом на старика, пожимает плечами). Ничего я сейчас не держу. Что это ты, старик, говоришь? А-а1 это, наверно, у тебя от старости.

Маг: А воздух разве на тебя не давит? Ведь сотни километров его над головой у каждого из нас.

Ученик: (Смеётся) Что ты, разве может он давить с такой силой? Он же совсем ничего не весит!

Маг: И снова заблуждаешься ты, отрок. Опять подводит физика тебя.

(Берет свернутый гармошкой лист бумаги, поджигает его и опускает в молочную бутылку. Через 1-2 с горлышка закрывает яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо начинает втягиваться в графин)

Ты говоришь, что воздух ничего не весит (показывая на бутылку).

 Берет за руку ученика и ведет к столу, на котором лежат экспонаты.

Маг: Наши экспонаты тесно связаны с именами замечательных ученых физиков.

Вот осколок зеркала Архимеда (показывает), с помощью которого великий ученый сжег вражеский флот на подступах к Сиракузам.

Вторым экспонатом является метательная машина, которую горожане Сиракуз также использовали для отражения атак противника. (демонстрирует самодельную модель)

Ученик.  Она до сих пор в действии? (удивляется)

Маг: А это знаменитая ванна Архимеда, в которой он открыл свой замечательный закон.

Ученик. (Удивляется) Она прекрасно сохранилась, несмотря на свою многовековую историю.

МАГ: (Снимая несколько стеклянных сосудов с экспоната, берет в руки и показывает ученику) Это то самое яблоко, которое упало Ньютону на голову и послужило толчком для открытия закона всемирного тяготения.

Ученик. Я знаю, так хранится международный образец килограмма во Франции, в городе Севре. С этого эталона изготовлены копии для других стран.

Маг: Оказывается, ты знаешь кое-что, но все же слишком мало.

Ученик.  (хватая со стола) А чем знаменита эта лягушка?

Маг: Итальянский ученый Гальвани, готовя заболевшей жене бульон из лапок лягушек, открыл «живое электричество». И эта одна из «знаменитых» лягушек – перед вами.

Ученик.  Как все это удивительно! Да, ты прав, старик, я очень ошибался. Действительно, физика – интереснейшая наука!

Маг: (Показывает опыт – желоб закреплен в лапке штатива с наклоном.) У нижнего конца желоба установлена горящая свеча. Кусок ваты, смоченный эфиром, положен на верхний конец желоба. Пламя моментально распространяется по желобу и доходит до смоченной ватки.

Ученик. Это, наверное, волшебный фокус.

Маг: Ты снова заблуждаешься. Не фокус это и не чудо.(дает объяснение этому опыту).

Эфир начинает испаряться, и так как его пары тяжелее воздуха, то они стекают по желобу вниз, доходят до пламени спиртовки и воспламеняется. Этот опыт доказывает опасность распространения паров легковоспламеняющихся горючих веществ вблизи места их распространения.

Маг: (ведет ученика дальше и говорит) Человек всегда задумывался над вопросом статического электричества. Посмотри что будет происходить, если я начну вращать диски машины…

Показывает опыт (Между пластинками раздвижного плоского конденсатора, присоединенного к электрофорной машине, подвешен на шелковой нити маленький шарик из станиолевой бумаги. При вращении дисков машины, шарик колеблется.)

Ученик. Занятный опыт. Как все это удивительно?

Маг: (Берет обыкновенную спичку и подносит к магниту: никаких действий не наблюдается), говорит: «Но посмотри что произойдет, если я зажгу спичку и дам ей обуглиться (Показывает, спичка начинает притягиваться к магниту)

Ученик.   (кричит с восторгом) Здорово! Ребята не поверят!

Маг: Я мог бы показать тебе еще немало чудесных явлений физики, но мне пора. Уж новые открытия и в разных уголках Земли зовут меня, и в летопись свою я должен их вписать.

   Ученик за столом в прежней позе. Медленно поднимает голову, открывает глаза, удивленно смотрит перед собой,  потом на учебник. Тихо говорит: «Какой странный сон приснился». Помолчав немного, громко произносит: «А только сон ли? Пожалуй, нет, не сон.  Теперь я вспоминаю, что все это когда-то по физике мы это проходили. Но я не замечал, как это интересно, но и столько пропустил мимо ушей. Придется заново садиться за учебник». Обхватывает голову руками и углубляется в чтение.

Учитель. Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволяет вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир. Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнивать с движением по лестнице всегда вверх.

Вопрос «почему?» - главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос «почему» мучает всю жизнь, и становятся  физиками.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Домашнее задание.     § 1, ответить на вопросы  стр.4

                                         (А.В. Перышкин  Физика. 7кл.-М.: Дрофа, 2005)

Рефлексия.

1. Что нового, интересного вы узнали на первом уроке?

2. Что понравилось на уроке? Почему?

3. Что не понравилось?

Литература.

1. Горе Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985г.

2. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи- парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1981г.

3. Перельман Я.И. Занимательная физика.  М.: Просвещение, 1976г.

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz