Суббота, 18.05.2024, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Буравлевой Татьяны Федоровны

Форма входа
Поиск

Атмосферное давление в опытах

Атмосферное давление в опытах.

Занятие  по организации проектной деятельности.

 

Цели: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности;  воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам других; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы; развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике.

Оборудование: 3 стакана,  3  металлических сосуда небольшой емкости,  бутылка с широким горлом,   литровая банка,  газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, вантуз, спички,  воздушные шарики, штативы, плоская тарелка. Презентация "Атмосферное давление”. Видеофильмы "«Сплющивание банки атмосферным давлением”. « Атмосфера», «Измерение атмосферного давления».

Ход работы

Учитель: Очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал:

«То, что вынуждены открыть сами,

оставляет  в Вашем уме дорожку,

которой Вы сможете снова воспользоваться,

 когда в этом возникает необходимость».

Столь мудрые, точные эти слова

Хочу подтвердить такой притчей, друзья, /Звучит запись притчи/

 Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:

- Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:

- Выйди за дверь и постой с обратной стороны.

Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи. А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.

- Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?

- Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.

- Что мне могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!

- Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.

 Неслучайно я рассказала вам эту притчу.  Она напрямую связана с нашей жизнью, как и тема занятий над которой мы будем работать.

Учитель: Самое важное при проведении исследовательской работы – это наблюдательность.

Проведение тренинга  (поставьте  руки параллельно друг другу большими пальцами вверх; переверните руки так, чтобы большие пальцы показывали вниз, а ладони  противоположно; занесите правую руку за левую; на счет три переверните совмещенные пальцы вверх).  При перевертывании у ведущего пальцы хорошо поднимаются вверх, а у присутствующих нет.  Проделывают опыт  еще раз и затем раскрывают  секрет.

Учитель: Три пустых сосуда. В один наливают немного воды. Затем перемешать сосуды между собой и предложить угадать, в каком сосуде вода. Какой бы сосуд не взяли,  нигде воды нет. Проделать еще раз. Потом раскрыть секрет (в сосуде памперс).

Вывод. Самое важное при проведении исследования -  научиться удивляться.

Учитель: Подвесить на нитях  два надутых шарика на некотором расстоянии. Предложить ребятам подуть между ними. Шарики притягиваются. Объясните почему?

1-й этап. Погружение в проект

Занятие  начинается с видеофильма «Сплющивание банки атмосферным давлением”.

Учитель: я думаю,  вы догадались, что сегодня пойдет речь об атмосферном давлении.

/Показ видеофильма: Атмосфера./ Нашу Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление.

/ Показ видеофильма: Измерение атмосферного давления./

 Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью. К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль. /

Атмосферное давление – это давление, которое оказывает  воздух на земную поверхность и на  всё что находится на ней./ Слайд /

/Звучит запись и на презентации слайд/

 Чтобы наглядно продемонстрировать атмосферное давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком,  бургомистром Магдебурга Отто фон Герике. (Звучит запись  текста)

 Эксперименты, которые мы с вами видели, очень трудно проделать: ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект.

Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления. /Слайд на презентации/

В процессе работы над проектом вы должны:

  • Выбрать эксперимент
  • Подобрать необходимое оборудование
  • Показать эксперимент
  • Объяснить его

Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.

2-й этап. Организация деятельности

Учитель. Сегодня мы работаем в группах, совместно: "Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”.

Учащиеся разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов –  приложение №1)

3-й этап. Осуществление деятельности

Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща.  Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.

4-й этап. Презентация

Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

5 этап. Практическое применение темы.

 

Использование атмосферного давления

Медицина

пипетки, банки, шприцы, ливер

В жизни человека

 -дышит, пьёт

-детские игрушки на присосках,      мыльницы  на присосках, вантуз, консервирование

 -фонтаны,

 -забор жидкости шлангом

приборы – барометры

В природе

снежинки разной формы

В жизни животных

спрут, пиявки, мухи - присоски

-сложные копыта свиней, жвачных животных

хобот у слона

с/хоз

-барометрическая поилка,

-доильные аппараты, 

  ливер

-поршневой жидкостный насос.

Техника

-вибровакуумные  установки.

велосипедный насос.

-барометрический высотомер.

-колесо с пневматической шиной.

Метеорология

предсказание погоды

-народные приметы

-природные    «барометры»

6 этап. Подведение итогов

Тема «Атмосферное давление в опытах»

Цель: экспериментально доказать существование атмосферного давления.

Задачи:   1. Подобрать и провести опыты, доказывающие существование атмосферного давления. 2.  Показать практическое применение атмосферного давления в быту, технике, природе.

Объект исследования: опыты по атмосферному давлению.

Предмет исследования: атмосферное давление.

Методы исследования: анализ литературы и материалов сети Интернет, наблюдение,  физический эксперимент, анализ полученных результатов.

 

 

 

 

Литература

  1. "Физика-7” под.ред А.А. Пинского, В.А. Разумовского Москва "Просвещение” 2002.
  2. "Физика-7” А.В. Пинский, Н.А. Родина Москва "Просвещение” 1991.
  3. Б.Ф. Билимович "Физические викторины в средней школе” Издательство "Просвещение” Москва 1968.
  4. С.Ф. Покровский "Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике” Академия педагогических наук РСФСР Москва 1951.
  5. Библиотека электронных наглядных пособий "Физика 7-11” Министерство образования РФ "Кирилл и Мефодий” 2003.
  6. Учебное электронное издание "Физика 7-11” практикум "Физикон” 2004.
  7. Л.А. Горев "Занимательные опыты по физике” Москва "Просвещение” 1977.
  8. А.Е. Гуревич "Физика 7 класс” Дрофа Москва 2001.
  9. "Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва "Омега” 1994.

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz