Меню сайта
Поиск
|
Атмосферное давление в опытахАтмосферное
давление в опытах. Занятие по организации проектной
деятельности.
Цели: вовлечение
каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности; воспитание внимательного, доброжелательного
отношения к ответам других; воспитание личной ответственности за выполнение
коллективной работы; развитие умений и способностей учащихся работать
самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к
экспериментальной физике. Оборудование: 3 стакана, 3
металлических сосуда небольшой емкости, бутылка с широким горлом, литровая банка, газета, огарок свечи, две пробирки, входящие
друг в друга, пластиковые бутылки, вантуз, спички, воздушные шарики, штативы, плоская тарелка. Презентация "Атмосферное давление”. Видеофильмы "«Сплющивание банки атмосферным давлением”. « Атмосфера», «Измерение
атмосферного давления». Ход работы Учитель: Очень мудрый человек Г. Лихтенберг сказал: «То, что
вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы
сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость». Столь мудрые, точные эти
слова Хочу подтвердить такой
притчей, друзья, /Звучит запись притчи/ Пришел
один человек к мудрецу и спрашивает: - Как мне
стать мудрым? Мудрец ответил: - Выйди за
дверь и постой с обратной стороны. Удивился
человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи. А на
улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь.
Через полчаса он не выдержал и вернулся. - Я
постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого
что-нибудь изменилось? - Когда ты
стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец. - Что мне
могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и
чувствовал себя последним глупцом! - Ты
сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он
глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости. Неслучайно я рассказала вам
эту притчу. Она напрямую связана с нашей
жизнью, как и тема занятий над которой мы будем работать. Учитель: Самое важное при проведении
исследовательской работы – это наблюдательность.
Проведение
тренинга (поставьте руки параллельно друг другу большими пальцами
вверх; переверните руки так, чтобы большие пальцы показывали вниз, а
ладони противоположно; занесите правую
руку за левую; на счет три переверните совмещенные пальцы вверх). При перевертывании у ведущего пальцы хорошо
поднимаются вверх, а у присутствующих нет.
Проделывают опыт еще раз и затем
раскрывают секрет. Учитель: Три пустых сосуда. В один
наливают немного воды. Затем перемешать сосуды между собой и предложить
угадать, в каком сосуде вода. Какой бы сосуд не взяли, нигде воды нет. Проделать еще раз. Потом
раскрыть секрет (в сосуде памперс). Вывод. Самое важное при
проведении исследования - научиться удивляться. Учитель: Подвесить
на нитях два надутых шарика на некотором
расстоянии. Предложить ребятам подуть между ними. Шарики притягиваются.
Объясните почему? 1-й этап. Погружение в проект Занятие начинается с видеофильма «Сплющивание банки
атмосферным давлением”. Учитель: я думаю, вы
догадались, что сегодня пойдет речь об атмосферном давлении. /Показ видеофильма: Атмосфера./ Нашу Землю окружает газовая
оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен
оказывать давление. / Показ видеофильма: Измерение
атмосферного давления./ Впервые это
давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто
Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца,
наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со
ртутью. К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути.
В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал,
что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта
мысль. / Атмосферное давление – это давление, которое оказывает воздух на земную поверхность и на всё что находится на ней./ Слайд / /Звучит
запись и на презентации слайд/ Чтобы наглядно
продемонстрировать атмосферное давление, в 1654 году был проведен знаменитый
опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу
металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько
сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16
лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот
эксперимент немецким физиком, бургомистром
Магдебурга Отто фон Герике. (Звучит запись
текста) Эксперименты,
которые мы с вами видели, очень трудно проделать: ртуть для нас ядовита, лошади
мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект. Задача
проекта: выполнить
эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления. /Слайд на
презентации/ В процессе
работы над проектом вы должны:
Эксперименты
должны быть наглядными, простыми и доступными. 2-й этап.
Организация деятельности Учитель. Сегодня мы работаем в группах,
совместно: "Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда
интересно”. Учащиеся
разбиваются на группы, распределяют роли в группе, выбирают из литературы,
какой эксперимент они будут показывать. (перечень экспериментов – приложение
№1) 3-й этап.
Осуществление деятельности Учащиеся
работают активно, самостоятельно, сообща. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные
конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с
учителем. 4-й этап.
Презентация Ученики
демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и
оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают
взаимооценку деятельности и ее результативности. 5 этап. Практическое применение
темы.
6 этап. Подведение итогов Тема «Атмосферное давление в опытах» Цель: экспериментально доказать существование атмосферного давления. Задачи: 1. Подобрать и провести опыты,
доказывающие существование атмосферного давления. 2. Показать практическое применение атмосферного
давления в быту, технике, природе. Объект исследования: опыты по атмосферному давлению. Предмет исследования: атмосферное давление. Методы исследования:
анализ литературы и материалов сети Интернет,
наблюдение, физический эксперимент,
анализ полученных результатов.
Литература
|
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
||||||||||||||||